loading

blog image

Что называется прозой в литературе?


Проза – это устная или письменная речь, не разделённая на соизмеримые отрезки – стихи. Проза противоположна поэзии. То есть если в поэзии текст делится на определённые отрезки, то в прозе, наоборот, всё целостно. Это форма естественного выражения языка, которая, в отличие от поэзии , не подлежит определенному стихотворению и рифме.

Тем не менее, важно уточнить, что существуют разные типы прозы, а некоторые жанры на поэтический язык похожи больше, чем другие. Например, литературная проза больше похожа на стих, чем на разговорную прозу или научную прозу, в то время как последняя популярна и имеет информативную, а не художественную цель.

Проза представляет собой обычную речь, она может быть как устной, так и письменной. Зародилась проза достаточно давно, ещё в античные времена, и к концу XIX века ей довелось стать безусловным лидером в словесности.

Известные художественные прозаические произведения, в частности романы и рассказы, как правило, эмоционально сдержаны и насыщены интеллектуальным и философским содержанием. Поэтому иногда бывает сложно различать литературную (или поэтическую) прозу и поэзию в свободном стихе.

Писатель Юрий Тынянов (1894-1943), представитель российского формализма, проанализировал различия и сходство между этими моделями и пришел к такому выводу: Слово «поэзия», как и слово «проза», имеет несколько значений.

В 1923 Тынянов писал: «Термин «поэзия», бытующий у нас в языке и в науке, потерял в настоящее время конкретные объем и содержание и имеет оценочную окраску». Термину «проза» в значении «способ организации художественной речи» большинство современных литературоведов противопоставляет не термин «поэзия», а термин «стихи». Чем же стихи отличаются от прозы?

Современная наука о литературе отвечает на этот вопрос так: текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза. Само слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд», а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед». В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой «порции» смысла.

Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается только синтаксисом. В то время, как в стихах стихотворная строка не обязательно совпадает с синтаксическим членением фразы. Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, «слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков, стих дает новое измерение слову» (Тынянов).

Стихи обладают и другими важнейшими признаками, делающими их «складной» речью. В первую очередь, ритмом. Стихотворная речь происходит от песни, в которой слово неразрывно связано с мелодией. Долгое время стихотворная речь определялась, как речь ритмическая. При этом следует учитывать, что ритм – это конкретная мелодика текста, а метр стихотворения – схема его размера. Ритм есть и в прозе.

Каждый пишущий человек знает, что иногда необходимо вставить слово в фразу не для уточнения смысла, а для сохранения ритма. Однако чем же создается этот ритм, трудно определить. Законы ритма прозы менее выявлены, чем законы ритма стихотворного. Даже так называемая ритмическая проза, где природа ритма поддается определению, благодаря записи в строчку воспринимается именно как проза. А записанный в столбик свободный стих, лишенный и размера и рифмы, – как стихи.

Ритм в стихах создается прежде всего определенной системой стихосложения, разной у разных народов и в различные эпохи. Стихотворные строки соизмеряются между собой определенными мерками. Основных систем стихосложения насчитывается обычно три. Повторяемость отрезков с одинаковым числом ударений образует тонический стих.

Тоническое стихосложение было свойственно русской народной поэзии, древнегерманскому стиху и др. Стихи в тонической системе могут быть не равновеликими. В этом случае разница между длинными и короткими строками ощущается как разница в числе ударений. Однако рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении.

В прозе, в абсолютном большинстве случаев, рифма – явление случайное. Тем не менее рифма не может считаться отличительным признаком стихов. Дело не только в том, что существуют стихи без рифм. Бытует мнение, что стихи отличаются от прозы большей эмоциональностью, лиричностью. Это не безосновательно, но тем не менее не может служить отличительным признаком стихов.

В художественной прозе тоже довольно часто встречаются лирические фрагменты, кроме того, существует жанр так называемой лирической прозы. Проза возникла значительно позже, чем стихи. Вплоть до эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты.

Правда, существовал античный роман, бывший массовым жанром. В целом же проза до Нового времени развивалась на периферии искусства (исторические хроники, философские диалоги, мемуары, памфлеты и т.п.) или в «низких» жанрах (различные виды сатиры), а художественная проза появляется лишь в «зрелых» литературах.

Современная проза, у истоков которой – итальянская новелла Возрождения, выработала свои специфические художественные приемы и выступает как полноценная суверенная форма искусства слова. В одни эпохи развивается преимущественно поэзия, в другие – проза.

Так, в «золотой век» русской литературы (пушкинская эпоха) поэзия качественно и количественно опережала прозу. В широком смысле «поэзией» в России 18–19 вв. называли все литературно-художественное творчество, как в стихах, так и в прозе.

В русской словесности поэзией часто именовалась «хорошая» художественная литература. Именно так часто употреблял этот термин Белинский. Прозой же именовались нехудожественные тексты: исторические, философские, ораторские и т.д., а также плохо написанные художественные произведения.

Молодой Пушкин писал брату: «Плетневу приличнее проза, нежели стихи, – он не имеет никакого чувства, никакой живости – слог его бледен, как мертвец». Стало быть, «бледный слог» мешает писать стихи, но не мешает – прозу. Зрелый же Пушкин сказал: «Года к суровой прозе клонят…». «Суровая» здесь означает «серьезная», противостоящая «легкой» поэзии. (По пушкинскому же определению, «поэзия должна быть глуповата»). Тем не менее «поэзия» как синоним словосочетания «хорошая литература» употреблялся и после Пушкина, а иногда и в наши дни. В начале 20 в. Белый сказал о прозе русских классиков – «полнозвучнейшая из поэзий».

Проза может быть условно разделена на несколько жанров:

Роман - к нему относятся произведения большой формы, имеющие достаточно сложный и очень развитый сюжет.

Повесть - менее большое по размеру произведение, призванное поведать читателю о каком-либо определённом событии из жизни героя.

Эпопея - произведение достаточно большой формы с огромными временными и событийными объёмами.

Рассказ - произведение малой формы, содержащее описание определённого события в конкретный момент времени.

Новелла - небольшое произведение, но с чёткой структурой и генезисом.

Эссе - произведение небольшого размера, которое выражает отношение автора к какому-либо событию или вопросу. Чёткая композиция отсутствует.

Биография - произведение, содержащее рассказ о жизни и деятельности конкретного человека.

Теги: что такое проза, роман, повесть, эпопея, рассказ, новелла, эссе, биография

ВСЕ КОММЕНТАРИИ

Владимир17-11-2018ОТВЕТИТЬ

Хорошая статья

smirnov17-11-2018ОТВЕТИТЬ

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля ПРОЗА ПРОЗА ж. греч. обычная речь, простая, не мерная, без размера, противопол. стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.

Комментарии